Преподаватели историко-филологического факультета провели вебинар для учителей-словесников10.11.2025 09:52
07 ноября 2025 года заведующий кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Инесса Геннадьевна Родионова и доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Лариса Петровна Перепелкина провели вебинар для учителей русского языка и литературы на тему «Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их предупреждения». Выступавшие соотнесли ошибки выпускников с критериями их оценки. По словам Л. П. Перепелкиной, школьники не всегда точно понимают формулировку темы сочинения, в связи с чем недостаточно внимания уделяют ракурсу постановки вопроса. В сочинении важно не уходить от точного ответа на вопрос темы и не расширять её до рамок тематического направления. Преподаватель обратила внимание на неумение выпускников выявить ключевые слова в формулировке вопроса, в то время как грамотно выделенные ключевые слова позволят пишущему направить рассуждение в правильное русло и не уйти от темы сочинения. Кроме того, школьники часто показывают нечёткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы. В целях предупреждения подобной ошибки рекомендуется на этапе подготовки к сочинению работать со словарями разных типов. Л. П. Перепелкина обратила внимание слушателей на возникающие у школьников трудности в формулировании главной мысли высказывания и в последовательном доказательстве её в главной части сочинения, на неудачный подбор литературного материала для аргументации и неумелое включение его в текст сочинения, на случаи искажения литературных текстов и фактические ошибки в сочинениях выпускников, на отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, на непродуманность композиции и логические ошибки. Выступление И. Г. Родионовой было посвящено речевым и грамматическим ошибкам в сочинениях школьников. Она рассказала о неточности употребления наречий по-разному и по-своему, о неоправданном использовании канцеляризмов и штампов, об излишней образности в работах учеников, об особенности употребления местоимения свой, о неуместном использовании в одном предложении фамилии автора и слова автор, а также об ошибках в предложениях с деепричастным оборотом. Преподавателем были предложены задания для школьников, направленные на предупреждение названных и других ошибок в итоговых сочинениях.
|